СЭНДВИЧ-ПОКОЛЕНИЕ – КАК ВЫЖИТЬ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ?

166

В демографическом смысле поколение – среднестатистический возрастной слой, определяемый разницей лет между родителями и детьми. Разница не только в цифрах.  Мы, наши родители и наши дети переживают, переосмысляют по-разному социальные условия и обстоятельства.

Это и есть тот самый разрыв между поколениями.

Причины в разнице социального и профессионального опыта, системы ценностей: культурных, социальных, жизненных, семейных, духовных. В очень крутом скачке в цифровизацию цивилизации и резких изменениях в современном мире, который стал совсем нам непривычным, но в котором прекрасно ориентируются наши дети. А наши родители очень отстают от нового темпа жизни, все больше увеличивая этот разрыв.

Такое количество различий в скорости мышления, сознания, движения, мыслей, смены условий и привычных устоев и объясняет полное непонимание поколений. Исключает большинство бабушек и дедушек из жизни подростков. Они совсем не понимают друг друга: терминология и сленг молодых против устаревших предметов и понятий, которые исчезли из обихода и даже реальности. Попробуйте объяснить младшим про кочергу или сени. А сами помните, что это, для чего, и «зачем весною ласточка в эти сени летит».

Мем с подростком, который ну никак не мог выучить это программное стихотворение Плещеева, облетел весь интернет. А моя подруга сама столкнулась с подобным: пробовала с дочкой почитать любимого Крапивина, на котором мы все выросли, но в процессе устала объяснять про пионерию, значки, почему нельзя купить и что такое достать, почему мерзли на улице, а не гуляли в ТЦ, почему у мушкетеров деревянные палки вместо пластиковых рапир и т.д. То есть весь смысл книги про добро, доблесть, честь, дружбу просто ускользал, прячась за несуществующими и когда-то определяющими нас реалиями.

И, вроде бы, смешно, но на самом деле грустно. Мы, конечно, ближе к нашим родителям. Мы вместе с ними пережили и переживали все перипетии уходящего производственного века. Мы благодарны им, что живы, успешны, сравнительно эмоционально здоровы. Но.


Смотреть подкаст “Свобода от возраста: Новая карьера в 40 плюс лет”


Темп жизни у нас уже совсем другой. Смысл жизни – тоже. И к доживанию мы не готовимся. Мы обеспечиваем свое настоящее и будущее.

Ой, подождите, а еще настоящее и будущее наших детей. А, точно, еще не забыть позвонить маме, подумать о переезде ближе к ней, еще купить подарки родителям мужа, вспомнить по дороге о лекарствах свекра и заехать в аптеку. А сыну надо коньки наточить и к дочери на соревнования успеть, антистатик (и себя) завезти.

Этот список у каждой свой, но продолжать его можно вечно. И каждый день будет снова наполнен вечными: Мама, а ты опять не успела! Сынок, ты совсем про маму забыл! Папа, ты не тот самокат купил! Доченька, у меня тонометр сломался!

И если вам кажется, что вы очень устали даже в отпуске всей семьей, вместе с родителями, чтобы за внуками посмотрели, вам не кажется.

Мы – сэндвич-поколение. Вечно уставшее, всем должное, перед всеми виноватое.

Термин впервые использовала социальный работник в 1981 году, рассказывая о женщинах 30–40 лет, которые, словно в сэндвиче, оказались зажаты между подрастающими детьми и стареющими родителями. И тем и другим нужны финансовая и моральная поддержка, а иногда и непосредственный уход.

В самой уязвимой позиции сегодня находятся представители среднего возраста, 35-55 плюс лет, у которых есть разновозрастные дети, требующие постоянного внимания и поддержки и разновозрастные родители, требующие постоянного внимания и поддержки.

Это и есть проблема «Сэндвич-поколения», которая начинает подниматься только сейчас, и которой надо уделять пристальное внимание: на нас вдруг оказалась возложена ответственность за весь разновозрастный род людской.

Так жили всегда – эта мантра уже не работает.

Во-первых, старшие, если каким-то чудом доживали до преклонных лет (медицина не была развита), постоянно физически (крестьяне) работали, а высшее общество – интеллектуально (ну, и танцы на балах тоже вменялись в обязаловку – кардио- и социальная нагрузка).

Во-вторых, повторюсь, темп жизни увеличился в сотни раз. Как и продолжительность жизни старших. А вот их самостоятельность и физическая нагрузка – оставляют желать лучшего. К такому их (и нас) никто не готовил.

Мы оказались зажатыми между условностями прошлого и вызовами настоящего.

Что делать и как с этим теперь жить?

Первое и самое главное: научиться бережно относиться к себе, к своим ресурсам!

Нам необходимо понимать, что такое забота, а где начинаются токсичные обвинения.

Нам необходимо помнить, что в первую очередь «маску» надевают на себя, а потом помогают другим.

Нам необходимо включить в режим любые комфортные практики для регулярных занятий активностями (йога, пилатес, танцы).

Нам необходимо учиться «выключать» чувство вины и устраивать себе отдых, желательно только для себя, в полной тишине, с любимой книгой, сериалом, чашкой чая и пледом. Хотя бы на часок. Хотя бы два раза в неделю. А лучше – каждый день.

А родителей отправить в Клубы Старших КомУза. В конце концов, они взрослые самостоятельные личности.

Наталья Кадешникова. Основательница проекта «Академия осознанного взросления: возраст – это возможности» и экосистемы «Академия осознанного взросления: инструкция по применению возраста для взрослых». Эксперт-практик, идеолог движения осознанного взросления. С 2013 года специализируюсь на вопросах профилактики возрастных изменений для людей в возрасте 40+ лет. Автор комплексной программы профилактики возрастных изменений и омоложения организма и мышления, а также методологии системных практик работы со старшим поколением.