ГОСТЕПРИИМСТВО НА ГРАНИ ПРОВАЛА или ХРОНИКА ОДНОГО ЗВАНОГО УЖИНА

238
Добро пожаловать, гости дорогие!
Но! Не удивляйтесь, что, явившись к назначенному часу вместе с другими гостями, вы не обнаружили на праздничном столе большой тарелки с дымящимися сочными голубцами, анонсированными в программе вечеринки а ля рюс. И что безмятежная хозяйка явно находится только на первой стадии приготовления заявленного блюда – стоит в задумчивости посреди кухни и уныло разглядывает три здоровенных кочана капусты величиной с большие глобусы.
Готовить и угощать я очень люблю, и голубцы – одно из любимых моих лакомств, но решаюсь я ими заняться крайне редко, не чаще, чем раз в год. Всему виной моя гигантомания. Я катастрофически не умею готовить понемногу – всё, любую пищу, в промышленных объемах! Чтобы каждому гостю, при желании, добавки вдоволь и чтобы на завтра ещё непременно осталось. Ну, разве это не в духе русского гостеприимства? Вот и трачу на приготовление голубцов в количестве 30-35 штук иногда большую часть выходного дня, а такую роскошь – полдня возиться на кухне – можно позволить себе нечасто. А без регулярных тренировок, сами понимаете, навыки утрачиваются, поэтому каждый раз я приступаю к голубцам, как дебютантка.
Пока я группируюсь для рывка, гости не должны скучать. Они не будут разочарованы и не останутся голодными – стол накрыт: охлажденная водка (какой ещё напиток более подходит к тематике нашего собрания?), традиционная закуска – селедочка с луком, соленые грузди, маринованные опята, квашеная капуста, соленые огурчики… В доме вкусно пахнет только что испеченным пирогом с картошкой. Предлагаю гостям налить по первой под пирог и «заморить червячка».
Итак, 7 ЧАСОВ ВЕЧЕРА, гости выпили по первой, расслабились и уплетают горячий пирог. Теперь можно не бояться, что они, озлобившись от голода, предадут меня анафеме  Спокойная и уверенная в себе, я приступаю к творению голубцов – перво-наперво, необходимо разобрать капустные вилки на листья. Дело это совсем не такое простое, как можно подумать с первого взгляда. Чтобы листья снимались легко – капустный вилок должен быть средних размеров и гладкий, а мои вилки огромные, из-за таких размеров листья на них круто завернуты, мало того – они слегка «кудрявые», поэтому при отделении от кочана они начинают недвусмысленно рваться.
Голубцы под угрозой! А всё моя проклятая гигантомания!
Я тихо паникую, но вида не подаю. Решаюсь на вспомогательные меры – подварить капустные кочаны целиком, чтобы листья стали мягче и легче отделялись от вилка. Кипячу воду в самой большой по диаметру кастрюле и опускаю в неё первый кочан. Через пару минут кипячения подкручиваю вилок, чтобы он перевернулся в воде для равномерного ошпаривания.
Ещё две минуты – и пора вынимать капусту. Тем временем гости наелись пирога и решили налить по второй. Я хватаю голыми руками горячущий капустный кочан и, естественно, ошпарившись, роняю его обратно в кипящую воду, взметнув великолепные обжигающие гейзеры под потолок,  как раз в тот момент, когда гости дружно провозгласили актуальный тост: «Ну! За нашу умелую хозяюшку!».
Чувствую – самое время отвлечь их внимание от своей косорукости вкуснейшим винегретом, который я, по счастью, успела смастерить заранее. Сама я отношусь к винегрету с умеренным аппетитом, но все мои друзья обожают его именно в моем исполнении, утверждая, что у меня он получается якобы особенный – воздушный и легкий.
К 9 ЧАСАМ ВЕЧЕРА (!) гости насладились винегретом и восславили золотые руки хозяюшки в очередном кратком по форме и ёмком по содержанию тосте. Капустные кочаны разобраны на листья. Листья, в свою очередь, дополнительно подварены в кипятке для мягкости и тарелками с этими листьями заставлены все плоскости на кухне, кроме праздничного стола. Предстоит следующий этап подготовки листьев-полуфабрикатов – срезать с них стебли до толщины листа и отбить наиболее плотные участки у  основания.
Я отчаянно стучу молоточком, капустные ошмётки летают по всей кухне, гости ловко уворачиваются от них с молодецкой удалью захмелевших гуляк.
С минимальными потерями в виде двух отбитых молотком пальцев, я выигрываю это последнее подготовительное сражение и перехожу в атаку – изготовлению собственно голубцов. Но сначала по настоятельному требованию гостей я должна вознаградить их за терпение. И под очередную рюмочку водочки я трепетно изымаю из холодильника стратегический запас – адскую смесь, огнедышащего дракона русской кухни, самый загадочный пункт из списка непонятностей русской души, ужас и восторг для  иностранцев – хреновую закуску. Или как уважительно величают её  в народе – хреновину.
Пока мои гости переживают последствия поглощения хреновины – часто дышат и показывают друг другу языки – я  продолжаю идти намеченным путем: заворачиваю начинку в капустные листья. Начинку я приготовила заранее – мясной фарш смешала с мелко нашинкованным луком и рисом, отваренным до полуготовности. Стараюсь делать аккуратные «конвертики», очередной раз убеждаясь, что не нужно выбирать столь большие кочаны капусты – голубцы получаются слишком большие, и то и дело приходится придумывать, как красиво оформить излишки капусты на «конвертиках».
Самое утомительное и травматичное – это обжаривать голубцы перед тушением. Но всё-таки оно того стоит.  Я пробовала несколько раз голубцы, приготовленные без обжаривания – совсем не то, капуста жесткая, привкус сладковатый. Поэтому, хотя время близится к полуночи, а я устала и вымотана взятыми на себя повышенными обязательствами, всё-таки начинаю нелегкий процесс обжаривания.
Главное – найти сковородку с высокими бортами. Можно даже кастрюлю. Ибо полусырая капуста шкворчит, брызгает-стреляет маслом, чадит и подгорает. Худо-бедно в течение часа  я справляюсь с этой нелегкой миссией. К предыдущим травмам прибавляются ожоги от масла. Гости мои в ужасе – они требуют открыть окна и прекратить эту экзекуцию.
Чтобы утешить их, я достаю свой последний козырь – моченую бруснику. Это моё гастрономическое достижение и «визитная карточка» моего холодильника.
ВТОРОЙ ЧАС НОЧИ. Праздник выходит на финишную прямую – приступаю к тушению голубцов. Все большие кастрюли заполнены ими. В идеале голубцы должны размещаться в емкости для тушения в один слой, но их столько и они такие огромные, что в трех кастрюлях они еле-еле уместились в два ряда. Заливаю горячей водой до серединки верхнего ряда, довожу до кипения, снимаю пенку. Теперь 40 минут потушить под крышкой  – и голубцы готовы.

Слушать онлайн: ВСЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРО ДУРАКОВ

– Сейчас-сейчас, – шепчу я упрямо, еле ворочая языком от усталости, – сейчас-сейчас… скоро будем есть голубцы…
И начинаю чистить морковь. Тоже в промышленных объемах – голубцов-то много. Осталось всего-навсего нашинковать морковь, потушить её с помидорами, за 15 минут до готовности голубцов добавить эту вкуснятину в кастрюли, туда же добавить сметаны. И счастье станет таким осязаемым.
Но гости уже не хотят ни есть, ни пить. Они сытые и пьяные – водка выпита, хозяйские запасы исчерпаны, и всем пора спать. Провожая гостей, беру с них неуверенное обещание, что они придут завтра «на голубцы». Не знаю, насколько это здорово и питательно, но всем известно, что многие «настоявшиеся» блюда  из  капусты (борщ, щи, голубцы) ещё вкуснее, чем свежеприготовленные.
ВРЕМЯ – ПОЛТРЕТЬЕГО. Голубцы наконец-то дотомились, я с почти закрытыми глазами дождалась этого момента и, пошатываясь, плетусь спать. 32 свеженьких, пухленьких, наваристых голубчика – аппетитный результат моего нелегкого многочасового марафона – достанутся тем смельчакам, которые завтра решатся прийти ко мне в гости, не убоявшись очередного подвоха со стороны «радивой» хозяйки. Я засыпаю почти счастливая, предвкушая завтрашние гастрономические радости и похвалы довольных гостей…
На самом пороге сна, в три часа ночи, я с ужасом понимаю, что совершила самую классическую и самую обидную для опытной хозяйки кулинарную ошибку – Я ЗАБЫЛА ПОСОЛИТЬ ГОЛУБЦЫ!!!
Автор: Маргарита Царик